severock (severock) wrote,
severock
severock

Crossroad

Было бы странным, с моей стороны, в пятницу 13-е, рассуждать, скажем, о поэзии серебряного века. Это вообще было бы странным от меня услышать, даже на следующий день, 14 февраля, в день… не могу произнести. Как услышите — бегите, голактеко опасносте. Поэтому поговорим о чертовщине.
В 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, вдруг стало можно хорошо говорить о церкви. Именно в том году мы встретили на улице попа. Что делал он в нашем раёне, было не ясно, но поп был взаправдашний — в рясе, с могучей бородой и с большим крестом на большом брюхе. Обступив того попа, мы начали выносить ему моск, своими тупыми, как я теперь понимаю, вопросами. Я ещё раз напомню, что это был 88 год, мне 16 лет, а мои знания о религии ограничивались «Вием» и «Оменом», с успехом демонстрировавшимся в тогдашних видеосалонах. Поп, очевидно почувствовав нашу дремучесть, рассказал сказочку про неразменный рубль.
Если поймать абсолютно чёрного кота, и упаковав его в мешок выйти ночью на неосвещённый и безлюдный перекрёсток, то в полночь подойдёт чёрт и спросит: «Чо в мешке-то?». Ему надо ответить, что кота, мол продаю, не дорого, за рупь. Чёрт может предложить значительно больше, но стоять нужно на своём, рубль и ниипёт. Когда он даст рубль, отдавай кота и несись оттудова во все лопатки, не оглядываясь. Рубль, этот будет не разменный. Вам, юным долбаёбам, самое оно. На нас, незнакомых с творчеством Лескова, эта телега произвела оглушительное впечатление и мы, немедля приступили к добыче замечательного рубля. Самым сложным было найти чёрного, без отметин кота, была, правда, идея покрасить в чёрный какого-нибудь помойного кота, но эту мысль мы отвергли, не желая подвергать риску всё предприятие. Кота, проживающего в одном книжном магазине, мы спиздили по наводке, наверно он наивно полагал, что будет и дальше, целыми днями валяться на подоконнике. И вот, не задолго до полуночи, один из нас встал с черным, как сволочь, котом в мешке, на мрачном пустынном перекрёстке, коих в Челябинске было более чем достаточно. Кошак, вероятно успевший, за время жизни в книжном магазине, прочитать Лескова и сопоставив все доступные, кошачьей башке факты, отчаянно орал. Мы решили, что это хорошо и чёрт не будет сомневаться в намерениях мудака с мешком, в центре перекрёстка. Остальные заныкались неподалеку, готовые, в случае чего, набить бесу ебальник и отнять полезный рубль. Время шло, дьявол не появлялся, а мы тихо материли попа и нечистую. То ли лавандоса у чёрта не было, то ли с котами он уже не знал что делать, а может просто не захотел связываться с гопниками, но гешефта у нас не вышло.

38.51 КБ Что не получилось у нас, получилось у Роберта Джонсона, одного из самых значимых и, вместе с тем самого загадочного музыканта в истории блюза. Уж не знаю, что он там втюхал дьяволу, но умение играть блюз, он сторговал на одном из перекрёстков (Crossroad, если кто не в курсе). Роберт родился 8 мая 1911 года (в один день со мной, кстати), как водится, в большой негритянской семье, но в результате адюльтера. О Джонсоне мало что известно и остаётся только догадываться, как на него повлиял его внебрачный статус, но фамилию он почему-то носит своего залётного папаши, которого никогда и не видел. В 18 лет он женится на Вирджинии Трэвис, а уже меньше через год, она умирает при родах. Очевидно, что такой удар, тоже не прибавил Роберту жизнелюбия, о нём отзывались как о тихом и замкнутом человеке. Вот как тут не вспомнить: «Блюз — это тоска по женщине, которую когда-то любил». Джонсон никому не дал возможности узнать себя глубже, не смотря на очень многочисленную родню, с которой он регулярно общался, все сведения о нём обрывочны и поверхностны.
Летом 1930 года он знакомится с двумя местными корифеями блюза Сан Хаусом и Вилли Брауном, выступавших дуэтом. Роберт повсюду таскается за ними, пытаясь научится играть блюз, но получается у него откровенно плохо. Друзья постоянно подкалывают и издеваются над Джонсом, считая его ни на что не способным. В конце концов, Роберту всё это надоедает и он внезапно исчезает. Спустя два года он появляется вновь и вот как эту встречу описывает сам Сан Хаус:
«— Билл, — сказал я, — посмотри, кто к нам пришел.
— О-па, так это маленький Роберт!
— Да он с гитарой, — сказал Хаус. Тут мы с Вилли рассмеялись, поскольку в старые времена Джонсон мог всего лишь неуверенно бряцать по струнам и что-то мычать при этом. Понятное дело, приятели настроились развлечься. Джонсон протолкался сквозь толпу и предстал перед ними.
— Так-так, парень, да у тебя гитара. И что ты с ней делаешь? Можешь обращаться-то с ней? — поиронизировал Сан Хаус.
— Ну, давайте покажу, — ответил тот.
— И что же ты нам покажешь? — переглянулись блюзмены.
— А вы дайте мне присесть на минутку.
Когда Роберт Джонсон закончил, ирония полностью выветрилась из друзей.
Да, он был хорош, ох как хорош! — качает головой Сан Хаус.
— Мы стояли с Вилли как дураки — с открытыми ртами».
Именно тогда появилась легенда о встрече Роберта с сатаной, которую он сам тщательно поддерживал. Об этой сделке с дьяволом он намекает в нескольких своих песнях, в том числе и в самой известной песне в истории блюза "Cross Road Blues", которую я и предлагаю к прослушиванию. По мотивам этой мутной истории был снят, весьма неплохой, фильм "Crossroads", в котором, на минуточку, в роли слуги дьявола снялся Стив Вэй.
Роберт Джонсон погиб 16 августа 1938 года, в возрасте 27 лет. Погиб, как и подобает человеку, заключившему сделку с дьяволом. Он был отравлен обманутым мужем одной из поклонниц. Кто-то посчитал, что срок контракта истёк.

Я вышел на перекресток и опустился на колени.
Я вышел на перекресток и опустился на колени.
Я попросил Господа: будь добр, о Боже, спаси несчастного Боба, пожалуйста.

Я пытался остановить, задержать хоть кого-нибудь на этом перекрестке.
Никто, похоже, не хочет знать меня, люди проходят мимо.

Солнце садится,
Темнота застанет меня здесь.
Нет у меня женщины – прекрасной и желанной, -
Которая любила бы меня, о которой заботился бы я.

Эй, пойди к моему дружку, его зовут Вилли Браун.
Не забудь: Вилли Браун!
Передай ему – я как будто погружаюсь в бездну, и мне хуже некуда,
На этом перекрестке.
Tags: Правельные звуки
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments